Как создавали мотоцикл М-72 - боевой байк Красной Армии

Понедельник, 23 Октябрь 2023 17:46

Во время Великой Отечественной войны у каждой армии был свой «великий мотоцикл». У американцев – Харлей Девидсон, у немцев – BMW. В Красной армии это был легендарный М-72.

Советские инженеры не стали изобретать мотоцикл сами, а попытались сделать копию заграничного, в данном случае, немецкого BMW. Причин для такого не слишком корректного по сегодняшним дням решения было хоть отбавляй.

Предшественник

Конечно, в Советском Союзе ранее уже выпускался мотоцикл ПМЗ-А-750. В качестве прототипов при его создании брались BMW и Harley-Davidson.

В 1939 году он даже успел засветиться в фильме «Трактористы», который снял Иван Пырьев на киностудии «Мосфильм». В кино на нем лихо разъезжает по полям бригадир женской тракторной бригады Марьяна Бажан, которую сыграла великолепная Марина Ладынина.

«Но надо честно признать, достойного для суровой армейской службы мотоцикла из ПМЗ-А-750 не получилось. Байк получился передовой по техническим решениям, но не слишком надежный. В народе его даже прозвали «Попробуй Меня Заведи», - говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.

А пора в конце 1930-х годов была тревожная. Выдумывать что-либо, достигать идеала методом проб и ошибок не было времени. Важен был конечный результат, а не способ его достижения. Поэтому советские инженеры пошли по пути, уже пройденному немецкими инженерами.

Скопировать легко, но изготовить трудно

За основу М-72 был взят BMW-R71, который являлся в то время самым новым и совершенным мотоциклом. Разработку отечественного М-72 пришлось выполнять, разбирая серийные BMW, и копируя некоторые элементы с него. Но изготовить детали с высоким немецким качеством нашей развивающейся промышленности было трудно.

Например, технология изготовления рамы из цельнотянутых труб переменного сечения только осваивалась в Советском Союзе. С технологической точки зрения новинкой стали и сложные отливки из алюминиевого сплава картеров двигателя и коробки передач. Прежде, дефицитный алюминий доставался преимущественно авиационной промышленности. Впрочем, в тяжелые военные годы на М-72 ставили не только алюминиевые, но и чугунные детали.

Война придала ускорение

Во многом ускорению процесса разработки и ввода в строй М-72 способствовала начавшаяся Вторая Мировая Война. Именно необходимость армии в мотоциклах потребовала от коллективов заводов ускорить процесс выпуска новых мотоциклов и нарастить производство в сжатые сроки.

Мотоцикл

Переоснащать под создание мотоцикла пришлось несколько заводов. Как говорится, на М-72 работала вся страна. Сборку в августе 1941 году начал «Московский мотоциклетный завод» (МВЗ). Двигатели ему поставлял ЗиС, коробки передач – КИМ, коляски ГАЗ, электрооборудование – АТЭ-1.

Первоначально М-72 предназначался исключительно для военных нужд и до середины 50-х мотоцикл в свободную продажу не поступал. Производился как с коляской, так и в одиночном варианте.

Мотоциклисты били врага

Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому в РККА он считался «бронетехникой». Однако уже первые дни войны показали, что мотоциклетные соединения не могут самостоятельно вести боевые действия из-за высокой уязвимости и отсутствия тяжелого вооружения.

Мотоциклистов начали придавать для усиления пехоте и танковым частям. Но в итоге получились подразделения, где вместе с мотоциклами были бронетранспортеры и даже легкие танки.

Одно из таких подразделений, а именно 8-й отдельный мотоциклетный полк, принимало участие в Сталинградской битве. И отметилось успешным рейдом по тылам противника.

Последнее изменение Понедельник, 23 Октябрь 2023 17:56
Оцените продукт
(13 голосов)

Оставить комментарий

Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Подробнее »