Ледяные дороги: как зима помогала транспортникам в работе

Четверг, 19 Октябрь 2023 11:26

Сегодня снег и лед на трассах опасны для автомобилей. С этими приметами зимы всячески борются. Но еще недавно ледяная корка на дорогах была настоящим счастьем для перевозчиков. Порой лед даже специально намораживали! В историю зимних дорог углубили корреспонденты агентства Top-RF.ru.

Много веков сани для России с ее бездорожьем были гораздо важнее колесных телег. Собственно, наземные перевозки по стране у нас в те времена активизировались именно зимой, когда можно было передвигаться на санях. Летом грузы в основном сплавлялись по рекам.

Снежно-ледяные дороги для саней планировали строить в СССР

Даже в Советские годы дорожники всерьез задумывались о прокладке специальных зимних трасс не только на Севере, но и в европейской части страны. Идеи создания сети снежно-ледяных дорог популярно изложил советский писатель Сергей Тимофеевич Григорьев в своей статье «Сани», которая была опубликована в № 10-11 журнала «Техника молодежи» в 1945 году.

Дорожники и ученые тогда подсчитали, что граница территории, где зима длится около полугода, проходит примерно от Пскова, захватывая Москву, и пересекает Волгу у Сталинграда-Волгограда. К северо-востоку от этой границы зима длится шесть месяцев.

Почти по всей Московской области санный путь держится полгода. За параллелью Ленинграда к северу зима длится более шести месяцев, В большей части нашей Арктики санный путь держится почти три четверти года, а местами чуть ли не круглый год.

«Предлагалось повсеместно строить специальные снежно-ледяные дороги для перевозки грузов на конной, автомобильной или тракторной тяге», - рассказывает обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.

Опыт успешной работы таких ледяных трасс к середине 40-х годов прошлого века в стране был накоплен уже большой. Ледяные дороги активно использовались на лесозаготовках…

Как появился «стандарт» ширины колеи у саней

Сегодня ширина колеи на железных дорогах в России равна 1520 мм. А наши предки, разъезжающие зимой на санях, создали своего рода стандарт санной колеи, который также использовался по всей России.

Расстояние между полозьями обычных крестьянских саней составляло 68 - 70 сантиметров, а ширина полоза – от 10 до 15 сантиметров. Такие размеры определила сама Природа.

Во-первых, узкие сани менее устойчивы.

А во-вторых, если поставить полозья уже, чем ставит ноги конь на ходу, то саням придется двигаться по изрытому копытами пути, что затруднит скольжение.

Наши предки понимали это, и делали сани стандартной ширины.

Сани

Проезжая много раз по одной колее, сани полозьями так уплотняли снег, что получалась корка, похожая на лед. Это позволяло саням на любых дорогах в любой губернии скользить по зимним дорогам, будто по ледяным рельсам!

Ледяные рельсы использовались на лесозаготовках

На лесозаготовках у нас в стране издавна делали летние дороги из деревянных рельсов, иногда в виде желобов. Летом лес по ним возили на тележках. А чтобы такой «летник» мог работать и зимой, его превращали в «зимник» — деревянные рельсы поливали водой. Лед прекрасно держится на дереве. По обледенелым деревянным рельсам вместо колесных тележек пускали сани, и дорога с деревянно-ледяными рельсами отлично работала.

«Впрочем, для зимних снежно-ледяные дорог деревянные рельсы вовсе не обязательны. Их заменяла обычная колея. Дорожники выравнивали снег машинами-скребками, укатывали катками. Затем прорезали в нем углубленные колеи для саней и поливали для обледенения. Вот дорога и готова», - рассказывает обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов

Посредине нее тянется уплотненная снежная полоса, по которой шли кони или тракторы, тянущие сани. А полозья саней скользили в углубленных ледяных колеях, не выбиваясь из них. Говорят, по таким ледяным «рельсам» лошадь свободно везла 10 кубометров древесины, то есть примерно 5 тонн груза!

Конечно, ледяные дороги приходилось защищать от снежных заносов, а еще постоянно поливать водой для образования корки льда, поскольку прямые солнечные лучи портили их даже в сильные морозы. Но факт остается фактом. Ледяные дороги существовали, а может, и сегодня используются где-то – страна у нас большая.

Как колесо победило полозья

Использовать полозья вместо колес пытались изобретатели, строившие первые железные дороги.

Известно, что французский инженер Барре на Всемирной парижской выставке 1889 года построил железную дорогу, где вместо колес применил короткие чугунные полозья – башмаки. Под эти полозья нагнеталась вода, в результате трение между рельсом и башмаками было очень мало, и поезда ходили по «санной дороге» Барре без грохота и толчков. Чтобы вода не замерзала и не превращалась зимой в лед, французский инженер Барре прибавлял в нее глицерин.

Говорят, в Лондоне собирались даже пустить трамвай подобной конструкции, но колесо в данном случае победило.

Последнее изменение Четверг, 19 Октябрь 2023 11:43
Оцените продукт
(23 голосов)

Оставить комментарий

Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Подробнее »