Изучив статистические сборники Страны Советов, корреспонденты агентства Top-RF.ru выяснили, сколько машины было у жителей СССР, в каких республиках уровень автомобилизации был выше, а где он хромал.
Сколько машин было у жителей в СССР
Судя по данным статистики, в 1970 году в личной собственности у граждан Советского Союза находился всего 1 млн 395 тысяч 300 автомобилей.
«Однако автомобильная промышленность в СССР набирала обороты постепенно и число легковых автомобилей у населения росло», - говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.
Так по итогам 1980 года у жителей страны стало уже 8 млн 217 тысяч 500 машин, а в 1988 году – 15 млн 084 тысячи 100 авто.
По проселкам и магистралям Страны Советов разъезжали статусные «Волги», сновали классические «Жигули», их менее престижные братья - «Москвичи», а также «ушастые» и «горбатые» «Запорожцы».
Аналитическое агентство "Автостат" со ссылкой на справочник «Автомобильный рынок России: вчера, сегодня, завтра», изданный в 2003 году, сообщает, что в 1991 году, то есть. перед распадом СССР, в стране числилось 16,9 млн легковых автомобилей.
В каких республиках СССР было больше автомобилей
Если сравнивать число легковых машин по союзным республикам, что можно составить следующую таблицу:
Число пассажирских легковых автомобилей в личной собственности по союзным республикам
(на конец года, тысяч штук)
|
Республика |
1970 |
1980 |
1988 |
|
РСФСР |
724,0 |
4194,7 |
7671,3 |
|
Украинская ССР |
291,2 |
1554,9 |
2920,3 |
|
Белорусская ССР |
32,7 |
244,8 |
498,7 |
|
Узбекская ССР |
39,2 |
404,9 |
790,8 |
|
Казахская ССР |
70,1 |
425,3 |
734,8 |
|
Грузинская ССР |
50,1 |
246,9 |
427,4 |
|
Азербайджанская ССР |
27,9 |
146,7 |
235,6 |
|
Литовская ССР |
34,1 |
236,2 |
404,5 |
|
Молдавская ССР |
11,1 |
87,9 |
177,1 |
|
Латвийская ССР |
31,0 |
156,4 |
241,7 |
|
Киргизская ССР |
14,7 |
94,5 |
173,8 |
|
Таджикская ССР |
10,8 |
89,7 |
209,1 |
|
Армянская ССР |
23,2 |
124,6 |
230,1 |
|
Туркменская ССР |
7,4 |
92,5 |
170,6 |
|
Эстонская ССР |
27,8 |
117,5 |
198,3 |
|
СССР |
1395,3 |
8217,5 |
15084,1 |
Источник: Статистический сборник «Транспорт и связь СССР», 1990 г.
«Судя по этим данным, больше всего машин было у населения в РСФСР, а меньше всего Туркменской СССР. Но этот как раз тот случай, когда статистика – обманчивая. Ведь она не учитывает численность населения республик», - говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.
Уровень автомобилизации в республиках СССР
Если учесть число жителей в разных республиках Советского Союза, то картина получается совершенно иная.
Обеспеченность населения легковыми автомобилями в личной собственности по союзным республикам
(на конец года, штук на 1000 человек постоянного населения)
|
Республика |
1970 |
1980 |
1988 |
|
РСФСР |
6 |
29 |
52 |
|
Украинская ССР |
6 |
31 |
57 |
|
Белорусская ССР |
4 |
25 |
49 |
|
Узбекская ССР |
3 |
22 |
40 |
|
Казахская ССР |
5 |
27 |
44 |
|
Грузинская ССР |
11 |
47 |
81 |
|
Азербайджанская ССР |
5 |
22 |
34 |
|
Литовская ССР |
11 |
66 |
110 |
|
Молдавская ССР |
3 |
21 |
42 |
|
Латвийская ССР |
13 |
60 |
91 |
|
Киргизская ССР |
5 |
23 |
41 |
|
Таджикская ССР |
4 |
19 |
41 |
|
Армянская ССР |
9 |
37 |
67 |
|
Туркменская ССР |
3 |
28 |
49 |
|
Эстонская ССР |
20 |
76 |
126 |
|
СССР |
6 |
30 |
53 |
Источник: Статистический сборник «Транспорт и связь СССР», 1990 г.
Судя по данным статистики, уровень автомобилизации в республиках СССР довольно сильно различался.
«Исходя из данных статистики, больше всего машин на 1000 человек находилось в Эстонской ССР. Высокий уровень автомобилизации был также в Литовской и Латвийской ССР. А вот наименьший – в Азербайджанской и Узбекской ССР», - говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.
Аналитическое агентство "Автостат" приводит данные об уровне автомобилизации на 1991 год. Так, автомобиль на момент распада СССР был у каждого 7-го эстонца и каждого 8-го литовца. В РСФСР машина была тогда была только у каждого 17-го жителя.
Рейтинг республик СССР по уровню автомобилизации
Число легковых авто на 1000 человек населения в 1991 году
|
Страна |
Число ТС, шт |
|
Эстонская ССР |
138 |
|
Литовская ССР |
138 |
| Латвийская ССР | 122 |
| Грузинская ССР | 96 |
| Армянская ССР | 91 |
| РСФСР | 60 |
| Туркменская ССР | 60 |
| Украинская ССР | 58 |
| Белорусская ССР | 50 |
| Казахская ССР | 48 |
| Азербайджанская ССР | 44 |
| Киргизская ССР | 43 |
| Молдавская ССР | 40 |
| Узбекская ССР | 40 |
| Таджикская ССР | 40 |
Источник: Автостат
Сегодня уровень моторизации населения значительно выше.

Сколько машин в странах бывшего СССР сегодня?
Статистические данные по странам бывшего СССР собраны в Википедии.
Правда, цифры отражают наличие не только легковых автомобилей, а вообще транспортных средств. То есть включают легковые автомобили, фургоны, автобусы, грузовые автомобили и другие грузовые автомобили, но не включают двухколесные транспортные средства.
Впрочем, это не помешает сравнению.
Число транспортных средств на 1000 человек
(штук на 1000 чел. населения)
|
Страна |
Число ТС, шт |
|
Эстония |
715 (2022) |
|
Литва |
507 (2020) |
|
Россия |
395 (2022) |
|
Латвия |
394 (2020) |
|
Грузия |
378 (2020) |
|
Молдова |
367 (2020) |
|
Беларусь |
343 (2019) |
|
Украина |
245 (2021) |
|
Казахстан |
226 (2020) |
|
Кыргызстан |
201 (2019) |
|
Армения |
177 (2021) |
|
Азербайджан |
146 (2020) |
|
Туркменистан |
102 (2019) |
|
Узбекистан |
87 (2022) |
|
Таджикистан |
51 (2021) |
Примечательно, что количество машин в странах бывшего СССР увеличилось, но соотношение уровня автомобилизации советских времен просматривается и сегодня.
«По-прежнему, наиболее высок уровень моторизации в Эстонии и Литве, а вот показатели России и Латвии практически сравнялись. Не отстает и Грузия. Подтянулась Молдова и Беларусь. Наименьшее число машин, в расчете на 1000 человек населения, остается в Таджикистане и Узбекистане», - говорит обозреватель агентства Top-RF Андрей Михайлов.
Источник данных:
Статистический сборник «Транспорт и связь СССР», 1990 г.
Википедия
Яндекс Дзен