В России сервис извещения водителей о дорожных пробках в онлайн-режиме реализован в навигаторе Яндекса. В мире широко используется подобный сервис компании TomTom. Это нидерландская фирма, которая производит навигаторы с собственным программным обеспечением.
Ежегодно эксперты компании TomTom составляют рейтинг загруженности дорожной сети в 416 городах мира. Сведения берутся из их навигаторов, в сборе данных участвуют более 600 млн водителей по всему миру, в том числе из России.
«Несколько лет подряд первые строчки в рейтинге городов мира по пробкам занимали такие индийские мегаполисы, как Мумбаи и Бангалор. Но пандемия внесла в топ серьезные корректировки - общая загруженность дорог в 2020 году снизилась в среднем на 20 процентов», - говорит обозреватель Top-RF.ru Андрей Михайлов.
В 2021 году антиковидные ограничения постепенно снимались, и пробок на дорогах стало больше.
Загруженность дорог растет после пандемийного спада
Подводя итоги 2021-го, эксперты TomTom отмечают, что уровень автомобильного трафика на дорогах хотя и увеличился по сравнению с 2020 годом, но все еще не вернулся к уровню, существовавшему до пандемии.
В целом, уровень заторов в мире в 2021 году был на 10% ниже, чем в 2019 году, то есть до начала пандемии. При этом в часы пик глобальный уровень загруженности дорог в 2021 году был и вовсе на 19% ниже, чем в допандемийном 2019 году.
В топ-5 городов мира по пробкам в 2021 году вошла Москва
Москва, которая в 2020 году была признана экспертами TomTom городом с самыми большими пробками, уступила пальму первенства Стамбулу.
1В 2021 году первое место в списке самых загруженных городов мира заняла столица Турции. Средний уровень загруженности дорог в Стамбуле, по данным TomTom, в 2021 году вырос на 11% и составил 62%. Эксперты TomTom посчитали, что из-за автомобильных пробок жители Стамбула за год теряют 142 часа.
2 Москва в 2021 году в рейтинге городов мира с самыми большими пробками переместилась на второе место. Среднегодовой уровень загрузки дорог Московской агломерации, по данным TomTom, вырос на 7% и составил 61%. Этот показатель означает, насколько поездки во время пробок были дольше по сравнению с пустым городом. Москвичи в среднем стоят в пробках 140 часов в год.
3 Третье место занял Киев с показателем 56%. В столице Украины уровень загруженности дорог в 2021 году вырос на 5%. Из-за дорожных проблем киевляне за год потеряли по 128 часов.
ТОП-10 городов мира с самыми большими пробками
По данным компании TomTom в 2021 году. Города ранжируются по Уровню загруженности дорог.
№ |
Город (страна) |
Потерянное |
Индекс |
В % к 2020 г. |
1 |
Стамбул (Турция) |
142 |
62% |
+11% |
2 |
Москва (Россия) |
140 |
61% |
+7% |
3 |
Киев (Украина) |
128 |
56% |
+5% |
4 |
Богота (Колумбия) |
126 |
55% |
+2% |
5 |
Мумбаи (Индия) |
121 |
53% |
0% |
6 |
Одесса (Украина) |
117 |
51% |
+7% |
7 |
Санкт-Петербург (Россия) |
115 |
50% |
+6% |
8 |
Будапешт (Румыния) |
115 |
50% |
+8% |
9 |
Новосибирск (Россия) |
110 |
48% |
+3% |
10 |
Бангалор (Индия) |
110 |
48% |
-3% |
Как видим, в десятку городов мира по загруженности дорог вошли российские Москва (61%), Санкт-Петербург (50%) и Новосибирск (48%).
Надо отметить, что в отчете о пробках за 2021 год эксперты TomTom уделили России особое внимание. В докладе говорится, что подход России к борьбе с коронавирусом сильно отличался от действий многих других стран мира.
«В стране был один из самых коротких локдаунов во время первой волны коронавируса в начале 2020 года, и она продолжала сопротивляться таким мерам в пользу соблюдения других протоколов, таких как ношение масок и дезинфекция рук во время второй и третьей волн, которые затронули большую часть 2021 года. Россия также была одной из первых, кто внедрил одобренную государством вакцину, что дало ей преимущество при возвращении к нормальной жизни», - говорится в сообщении TomTom.
По данным компании TomTom можно составить и рейтинг, куда входят только города России.
Рейтинг городов России по пробкам
По данным компании TomTom в 2021 году.
№ в РФ |
№ в мире |
Город |
Потерянное за год время, час. |
Индекс загруженности дорог |
В % к 2020 г. |
1 |
2 |
Москва (агломерация) |
140 |
61% |
+ 7%p |
2 |
7 |
Санкт-Петербург |
115 |
50% |
+ 6%p |
3 |
9 |
Новосибирск |
110 |
48% |
+ 3%p |
4 |
14 |
Самара |
101 |
44% |
+ 3%p |
5 |
15 |
Екатеринбург |
98 |
43% |
+ 7%p |
6 |
23 |
Ростов-на-Дону |
94 |
41% |
+ 7%p |
7 |
32 |
Нижний Новгород |
85 |
37% |
+ 7%p |
8 |
48 |
Челябинск |
78 |
34% |
+ 3%p |
9 |
56 |
Казань |
75 |
33% |
+ 4%p |
10 |
58 |
Омск |
75 |
33% |
+ 2%p |
11 |
62 |
Томск |
73 |
32% |
+ 4%p |
Города мира с наименьшими пробками в 2021 году — Мекка (7%) из Саудовской Аравии, а также американские Гринсборо (8%) и Уинстон-Салем (9%).
Как решить проблему пробок в городах
Эксперты в области транспорта, как правило, делятся на две группы.
1 Одни полагают, что исправить ситуацию может развитие общественного транспорта.
2 Другие специалисты полагают, что нужно учитывать интересы всех участников движения и развивать дорожную сеть и регулировать автотрафик, используя «большие данные».
Профессор Высшей школы экономики и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин видит решение проблемы в создании инфраструктуры для рельсового транспорта: трамваев, метро, электричек, поездов и т.д.
«Европа уделяет большое внимание общественному транспорту, его экологичности, качеству городской среды. Это хорошо и правильно. Не только для Москвы, но и для любого российского города это единственный выход из сложившейся ситуации, — считает профессор.
Однако, как показал отчет BCG «Как решить проблему мобильности в мегаполисах», 37% автомобилистов в мегаполисах пока не готовы отказываться от личного транспорта в пользу общественного, поскольку не видят равнозначной для себя альтернативы.
Авторы документа предполагают, что в городах должен присутствовать беспристрастный координатор транспортной системы. Муниципальным властям нужно вносить фундаментальные изменения в принципы работы транспортных систем. Причем, меры в каждом городе будут сильно отличаться друг от друга.