Каждый из нас почти наверняка с особой нежностью хранит в памяти образ своего первого учителя.
Однако все мы также помним Михаила Ломоносова, сыгравшего важнейшую роль в становлении российского университетского образования и просвещения в целом, а также Льва Толстого, открывшего у себя в имении школу для крестьянских детей.
Знаем Антона Макаренко – автора знаменитой «Педагогической поэмы» и, конечно, Константина Ушинского – одного из столпов российской педагогики.
Знаменитые учителя России
Вспомним несколько имен замечательных учителей, без которых российское образование не стало бы таким, каким мы знаем его сегодня.
Константин Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский (1823 — 1870) родился в Туле. Трудился инспектором, а в современном понимании завучем, Гатчинского сиротского института, а затем инспектором классов Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. Издание «Учительская газета» по праву называет Ушинского основоположником русской педагогики. Он первым в России поставил перед собой и последователями задачу создания подлинно национальной русской школы и педагогики в целом. Константин Дмитриевич Ушинский доказывал, что основой образования в России должно стать знание языка, истории и географии нашей страны.
Василий Водовозов
Василий Иванович Водовозов (1825 — 1886) родился в Петербурге. Преподавал русскую словесность в 1-й Петербургской гимназии и Смольном институте благородных девиц. Василий Иванович много трудился над совершенствованием существовавшего в то время курса русского языка и литературы, а также над методикой преподавательской работы. Василий Водовозов учил, что ценность произведения прежде всего определяется его нравственным смыслом и общественным значением. Он составил целый ряд книг для детского чтения, в том числе «Русскую азбуку для детей» (1873).
Лев Толстой
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910) родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Величайший классик русской литераторы и мыслитель, несомненно, был еще и увлеченным педагогом. В деревне Ясная Поляна он открыл бесплатную школу для крестьянских детей. В основе его методики было желание не заставить ребенка учиться, а заинтересовать его в получении знаний. В каждом ученике он видел личность. Педагог, с точки зрения Толстого, должен уважать ребенка, учить его самостоятельно мыслить и с пониманием относиться к недостаткам.
Лев Толстой также создал свой учебник «Азбуки» из четырех книг, для обучения не только чтению и грамматике, но арифметике, географии, начальным знаниям по физике и другим естественным наукам.
Сергей Рачинский
Сергей Александрович Рачинский (1833 — 1902) в селе Татево Смоленской губернии. Он был видным ученым – ботаником, преподавал в Московском университете. Народным просвещением Рачинский занялся после бесед с Львом Николаевичем Толстым. В своем селе Татево он организовал первую в стране сельскую школу с общежитием для крестьянских детей. Открывал школы в соседних селах.
Рачинский указывал, что народная школа должна не только давать образование детям, но и в равной степени заниматься воспитанием, опираясь на духовные ценности и нравственные идеалы. Даже задания и упражнения, которые выполняли дети в школе Рачинского, несли высокий нравственный смысл, напоминали о милосердии, трудолюбии, заботе о людях.
Петр Каптерев
Петр Федорович Каптерев (1849 — 1922) родился в селе Кленово Московской губернии. По праву считается основоположником российской педагогической психологии, то есть науки изучающей методы обучения и воспитания. «Учительская газета» называет Петра Каптерева также основоположником семейного воспитания. Петр Федорович указывал на необходимость получения родителями знаний по психологии и педагогике, необходимых для воспитания ребенка дошкольного возраста в семье. Петр Каптерев создал целый комплекс научных трудов по педагогической психологии, издавал «Энциклопедию по семейному воспитанию и обучению».

Станислав Шацкий
Станислав Теофилович Шацкий (1878 — 1934) родился в Смоленской губернии, был ярким и увлеченным педагогом-экспериментатором. Занимался народным просвещением, путем организации детских коммун с самоуправлением, образованием, воспитанием путем приобщения ребенка к труду. Особое внимание уделялось всесторонней творческой реализации детей, для учеников работали кружки по интересам.
В 1919 году создал Первую опытную станцию по народному образованию Наркомпроса РСФСР, которая объединяла ряд школ, детских садов и коммун. На полученном опыте педагогической работы разрабатывалась теория и практика трудовой советской школы. Руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР.
Виктор Сорока-Росинский
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 — 1960) родился в Черниговской губернии. Работал учителем, занимался вопросами педагогики и воспитания. Вошел в историю российской педагогики как руководитель Школы-коммуны имени Достоевского – той самой «Республики ШКИД» из повести о беспризорниках Г. Белых и Л. Пантелеева. Сорока-Росинский послужил прототипом руководителя «Республики ШКИД» Викниксора.
Работая в школе-коммуне, Виктор Николаевич создал систему воспитания трудных подростков на основе развития их творческих способностей. Дети не только учились и трудились, но и много читали, выпускали журналы, учили иностранные языки.
Антон Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888–1939) родился в Харьковской губернии, является известным советским педагогом-новатором и писателем. Основные достижения связаны с воспитанием и перевоспитанием так называемой трудной молодёжи, в том числе бывших беспризорников. Работая в трудовых колониях, Антон Семенович Макаренко создал свою воспитательно-педагогическую систему. Является автором широко известной в СССР книги «Педагогическая поэма» (1935).
Лев Выготский
Лев Семенович Выготский (1896–1934) в Могилёвской губернии. Считается отцом-основателем коррекционной педагогики в России. До него психологи лишь изучали проблемы детей с особенностями в развитии, но не пытались решать их. Выготский заявил о необходимости развития и социализации особенных детей. Он создал теорию, на которой базируются нынешние коррекционные методики. Как педагог Выготский говорил, что обучение не всегда можно считать синонимом развития. Это значит, что зазубривание не несет пользы, ребенку надо ставить малые задачи и помогать решать их, не требуя невозможного. Помочь в усваивании материала детям может игра.
Василий Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский (1918 — 1970) родился в Херсонской губернии, является советским педагогом-новатором и писателем. Василий Сухомлинский работал директором средней школы и создал авторскую педагогическую систему. Считал, что семья и школа должны не только дать образование ребенку, но и научить его жизни в современном обществе, развить способности. Он учил детей любознательности и самостоятельности, воспитывал в учениках любовь к человеку. Василий Сухомлинский автор множества статей, монографий и рассказов, написал книгу «Сердце отдаю детям».
Яндекс Дзен