Рейтинг стран мира по уровню образования
Данные были представлены в Докладе о человеческом развитии – 2020 (Human Development Report 2020), подготовленном ООН.
Индекс образования / Education Index — это комбинированный показатель, который характеризует уровень образованности граждан в разных странах мира.
Он является одним из ключевых показателей благосостояния и качества жизни и используется ООН для расчета Индекса человеческого развития (Human Development Index).
Уровень образования является одним из ключевых факторов, определяющих, является ли та или иная страна развитой, развивающейся или слаборазвитой.
Что показывает Индекс образования
Ранее Индекс образования учитывал уровень грамотности взрослого населения и доли лиц, оканчивающих начальную, среднюю и высшую школу. Но с 2010 года принципы расчета этого показателя изменились.
На сегодняшний день Индекс образования измеряет достижения страны по двум основным направлениям:
✓Реальное среднее число лет, в течение которых население страны получает образование в данный момент. При этом наивысшим результатом считается достижение того, чтобы все граждане страны к 25 годам получали образование разного уровня в течение 15 лет.
✓Ожидаемое число лет обучения, то есть период, в течение которого, как предполагается, сегодняшние учащиеся будут посещать школу или университет. Если бы каждый учащийся оканчивал магистратуру, то это было бы лучшим показателем для страны.
«Говоря иными словами, Индекс образования показывает, насколько та или иная страна в данный момент времени продвинулась в направлении максимально возможной цели - всеобщего высшего образования», - говорит обозреватель Top-RF.ru Дмитрий Данилов.
Каждый год итоговый рейтинг претерпевает значительные изменения. Это заметно даже по первой тройке государств - лидеров по уровню жизни. Например, в прошлых рейтингах тройку лидеров составляли Германия, Норвегия и Финляндия. А недавно место «страны Суоми» заняла Великобритания.
Место России в рейтинге стран по уровню образования
Россия в рейтинге традиционно занимает позиции в районе 35-40 места.
«Надо отметить, что Индекс образования у нашей страны, по данным ООН, постепенно растет. Однако другие страны тоже не стоят на месте. В результате Россия немного перемещается по рейтингу вверх и вниз», - говорит обозреватель Top-RF.ru Дмитрий Данилов.
Например, по итогам 2012 года наша страна занимала 37 строчку, затем переместилась на 39-ю, в 2017-м году – поднялась на 36 место, а потом снова сползла на 39-е позицию.
Любопытно сравнить параметры России и лидера рейтинга – Германии. Они помогут понять, насколько РФ отстает от лидера, по мнению ООН.
Страна |
Россия |
Германия |
Место в рейтинге |
39 |
1 |
Индекс образования |
0.823 |
0.943 |
Ожидаемые годы обучения |
15.0 |
17.0 |
Средние годы обучения |
12.2 |
14.2 |
Ниже представлены лучшие 60 стран уровню образования населения на сегодняшний день, по данным ООН.
Смотрите также:
- Какие сегодня проценты в Сбербанке по вкладам >>
- Какие сейчас ставки в Сбере по кредитам >>
Топ-60 стран мира по уровню образования
(список государств по Индексу образования / Education Index)
№ |
Страна |
Индекс образования |
1 |
Германия |
0.943 |
2 |
Норвегия |
0.930 |
3 |
Великобритания |
0.928 |
4 |
Финляндия |
0.927 |
5 |
Исландия |
0.926 |
6 |
Н. Зеландия |
0.926 |
7 |
Австралия |
0.924 |
8 |
Ирландия |
0.922 |
9 |
Дания |
0.920 |
10 |
Швеция |
0.918 |
11-20
11 |
Нидерланды |
0.914 |
12 |
Словения |
0.910 |
13 |
Бельгия |
0.902 |
14 |
Швейцария |
0.900 |
15 |
США |
0.900 |
16 |
Литва |
0.898 |
17 |
Канада |
0.894 |
18 |
Чехия |
0.890 |
19 |
Израиль |
0.883 |
20 |
Латвия |
0.883 |
21-30
21 |
Эстония |
0.882 |
22 |
Гонконг |
0.880 |
23 |
Польша |
0.869 |
24 |
Австрия |
0.865 |
25 |
Южная Корея |
0.865 |
26 |
Грузия |
0.862 |
27 |
Аргентина |
0.855 |
28 |
Палау |
0.855 |
29 |
Япония |
0.851 |
30 |
Греция |
0.849 |
31-40
31 |
Сингапур |
0.844 |
32 |
Беларусь |
0.838 |
33 |
Лихтенштейн |
0.832 |
34 |
Испания |
0.831 |
35 |
Казахстан |
0.830 |
36 |
Кипр |
0.827 |
37 |
Словакия |
0.826 |
38 |
Мальта |
0.825 |
39 |
Россия |
0.823 |
40 |
Венгрия |
0.821 |
41-50
41 |
Франция |
0.817 |
42 |
Чили |
0.810 |
43 |
Люксембург |
0.806 |
44 |
Хорватия |
0.805 |
45 |
Черногория |
0.803 |
46 |
ОАЭ |
0.802 |
47 |
Украина |
0.799 |
48 |
Италия |
0.793 |
49 |
Куба |
0.790 |
50 |
Саудовская Аравия |
0.789 |
51-60
51 |
Сербия |
0.783 |
52 |
Барбадос |
0.782 |
53 |
Болгария |
0.779 |
54 |
Тонга |
0.775 |
55 |
Гренада |
0.770 |
56 |
Бахрейн |
0.769 |
57 |
Португалия |
0.768 |
58 |
Румыния |
0.765 |
59 |
Уругвай |
0.765 |
60 |
Фиджи |
0.764 |
Индекс образования ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций.
В настоящее время Индекс охватывает 185 стран-участниц ООН, а также особые административные территории — Гонконг (Китай), Палестинские территории (Израиль) и ряд других.
Рейтинг стран мира по качеству образования
Индекс образования, который рассчитывается ООН, позволяет оценить уровень, но не качество обучения.
«Не секрет, что даже большое число лет, проведенных за партой «двоечником», вовсе не делает его «отличником». Кроме того, далеко не всех сегодняшних «пятерочников» можно считать на самом деле образованными людьми», - считает обозреватель Top-RF.ru Дмитрий Данилов.
Оценить именно качество среднего образования позволяют тестирования по модели PISA (Programme for International Student Assessment). Это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет.
Оно проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в России является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Школьников тестируют по трем направлениям: читательской грамотности, математике и естественным наукам.
Результаты исследования качества образования
В последнем исследовании PISA, данные которого официально обнародованы ООН, приняли участие около 600 тысяч 15-летних обучающихся из 79 стран мира, в том числе, 7 608 обучающихся из Российской Федерации. Оно прошло в 2018 году.
✓По читательской грамотности школьники из России набрали 479 баллов, что соответствует 31 месту в мире.
Топ-10 стран мира по читательской грамотности
№ |
Страна |
Средний балл |
1 |
Китай (4 пров.) |
555 |
2 |
Сингапур |
549 |
3 |
Макао (Китай) |
525 |
4 |
Гонконг (Китай) |
524 |
5 |
Эстония |
523 |
6 |
Канада |
520 |
7 |
Финляндия |
520 |
8 |
Ирландия |
518 |
9 |
Республика Корея |
514 |
10 |
Польша |
512 |
Источник данных: ФГБУ «ФИОКО».
✓По математике российские школьники заработали 488 баллов, что соответствует 30 месту.
Топ-10 стран мира по математике
№ |
Страна |
Средний балл |
1 |
Китай (4 пров.) |
591 |
2 |
Сингапур |
569 |
3 |
Макао (Китай) |
558 |
4 |
Гонконг (Китай) |
551 |
5 |
Тайвань |
531 |
6 |
Япония |
527 |
7 |
Республика Корея |
526 |
8 |
Эстония |
523 |
9 |
Нидерланды |
519 |
10 |
1Польша |
516 |
Источник данных: ФГБУ «ФИОКО».
✓По естественным наукам российские школьники получили 478 баллов – 33 место.
Топ-10 стран мира по естественным наукам
№ |
Страна |
Средний балл |
1 |
Китай (4 пров.) |
590 |
2 |
Сингапур |
551 |
3 |
Макао (Китай) |
544 |
4 |
Эстония |
530 |
5 |
Япония |
529 |
6 |
Финляндия |
522 |
7 |
Республика Корея |
519 |
8 |
Канада |
518 |
9 |
Гонконг (Китай) |
517 |
10 |
Тайвань |
516 |
Источник данных: ФГБУ «ФИОКО».
Показательно, что лидерами среди стран мира во всех трех видах исследований стали Китай (относится к городам Пекин и Шанхай, а также провинциям Цзянсу и Чжэцзян), Сингапур, китайское Макао.
Любопытно, что Москва участвовала в тестировании, в том числе, как отдельный субъект РФ. Официально столице не присуждались места. Но по заработанным баллам московские школьники во всех трех исследованиях оказывались на 3-6 строчках среди стран мира. Таким образом, судя по данным исследования, качество среднего образования в Москве значительно выше, чем в среднем по России, а также во многих, в том числе развитых странах мира.