FMCG – это сети, в которых в основном продаются продуктов питания и другие товары повседневного спроса.
Как пандемия отразилась на продажах продуктов питания
Пандемия нового коронавируса внесла серьезные коррективы в работу торговых сетей. Крупные федеральные игроки рынка оказались более устойчивыми к таким ее «симптомам», как падение доходов населения в совокупности с возросшей инфляцией.
Они смогли дольше остальных сопротивляться росту цен, расширять долю собственных торговых марок (СТМ) в ассортименте, обновлять и даже открывать новые магазины, вытесняя с рынка более мелких местных продавцов. В 2020 году оборот СТМ уже превысил 1 трлн руб., показав рост на более чем 35% относительно предыдущего года.
Свою роль сыграло и бурное развитие online-торговли продовольственными товарами (рост в 3,6 раза за 2020 год).
Локдаун - движитель торговли?
Позитивную роль в развитии продуктовых сетей сыграл, как не удивительно, режим самоизоляции - локдаун.
✓ Если раньше более 2 трлн рублей россияне расходовали на посещение кафе, ресторанов, баров, закусочных, то в 2020 году существенную часть этих средств они были вынуждены «положить» в продуктовую корзину магазинов, чтобы обеспечить себя домашним питанием в условиях закрытия объектов общепита, самоизоляции, а также работы и учебы удаленном режиме.
✓ Снижение реальных доходов заставило многих включить режим жесткой экономии семейных бюджетов и закупать продукты с товарами первой необходимости исключительно в магазинах крупных ритейлеров, способных предложить низкие цены и привлекательные промо-акции.
В результате, по данным агентства INFOLine, в 2020 году впервые в современной истории России на 200 крупнейших торговых сетей FMCG пришлось больше половины оборота розничной торговли продуктами питания. При этом доля топ-10 крупнейших торговых сетей FMCG на российском рынке выросла с 33,3% в 2019 году до 37,4% в 2020-м.
В 2021 году, по данным INFOLine, в России на долю ТОП-10 FMCG сетей приходится уже около 40% оборота продуктов питания.
Этими же причинами можно объяснить и рост выручки на 38,8% в 2020 году у дискаунтера «Светофор», который удовлетворяет запрос на доступные продукты у наименее обеспеченных слоев населения.
«Пандемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети жестких дискаунтеров будут пользоваться высокой популярностьюа», — комментирует аналитик ИК «Финам» Наталия Аседова.
Активное развитие получают и проекты крупнейших продуктовых сетей в сегменте дискаунтеров - такие как «Чижик» от Х5, «Моя цена» от «Магнита», «365+» от «Ленты» и другие.
Крупнейшие продуктовые сети России 2021
В топ-10 самых больших торговых сетей FMCG по итогам первых 6 месяцев 2021 года вошли следующие компании.
1
Х5 Retail Group
На первом месте их рейтинга ожидаемо расположилась Х5 Retail Group.
Х5 Group — это ведущая продуктовая розничная компания России, которая управляет портфелем брендов сетевых магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», цифровыми бизнесами «Vprok.ru Перекресток», 5Post, «Около», а также собственными службами логистики, прямого импорта и рядом цифровых сервисов для партнеров.
2
«Магнит»
На втором месте рейтинга находится торговая сеть «Магнит» (с учетом приобретения сети «Дикси»).
«Магнит» работает в мультиформатной модели, которая включает в себя магазины у дома, супермаркеты, аптеки. На 30 июня 2021 года компания насчитывала 22 344 торговые точки в 66 регионах России. Компания управляет несколькими предприятиями по выращиванию овощей, производству бакалеи и кондитерских изделий, а также владеет тепличным и грибным комплексами.
3
Mercury Retail Group
На третьей строчке рейтинга самых крупных продовольственных сетей России по размеру выручки расположилась компания Mercury Retail Group. Она объединяет такие продуктовые сети как «Красное&Белое» и «Бристоль». В 2021 году компания продала сеть «Дикси» другому лидеру - Магниту, но все равно сохранила 3-е место по выручке.
На четвертом месте рейтинга — «Лента» (с учетом покупки сетей Billa и «Семья»). На пятое место впервые вышла сеть дискаунтеров «Светофор».
Топ-10 самых крупных ритейлеров FMCG в России
По данным агентства INFOLine за первые 6 месяцев 2021 года
№ |
Наименование |
1 |
X5 Retail Group |
2 |
Магнит |
3 |
Бристоль, Красное и Белое, |
4 |
Лента |
5 |
Светофор |
6 |
Ашан |
7 |
Metro |
8 |
О’Кей |
9 |
Вкусвилл |
10 |
Монетка |
Источник: INFOLine
Мнение эксперта
«В целом картина достаточно ровная, но выделяется пятое место компании "Светофор"», — прокомментировал рейтинг гендиректор аналитического агентства InfoLine Иван Федяков в рамках выставки WorldFood Moscow.
Иван Федяков отметил также высокие темпы прироста торговых площадей «Светофора», который открыл почти 500 тысяч квадратных метров новых площадей и обогнал многолетних лидеров по этому показателю — X5 и «Магнит».
«Более чем 800 магазинов было открыто под брендами этой сети. Это феноменальный результат», — указал Федяков.
Что принесет рынку продуктовых сетей 2021 год
В 2021 году консолидация рынка продолжится, поскольку факторы, определяющие этот процесс, с окончанием 2020 года не прекратили своего влияния.
✓ В качестве ответа на «бережливое» потребление получит активное развитие производство и внедрение сетями собственных торговых марок (СТМ).
✓ Расширится категория интернет-покупателей, и эту аудиторию сумеют включить в свои продажи только крупные сети.