10 женщин-режиссеров, чьи фильмы мы знаем и любим

Некоторые считают, что кинорежиссер – это мужская профессия и слабому полу с ней не справиться. Но на самом деле в советском кино работали много женщин-режиссеров, которые сняли замечательные художественные фильмы, любимые целыми поколениями зрителей.

Для этой публикации мы выбрали 10 женщин-кинорежиссеров, фильмы которых снискали любовь советского зрителя. Многие с удовольствием пересматривают эти киноленты и сегодня. В них особая теплота и нежность, глубина чувств и яркость образов.

Женщины - режиссеры в советском кино

В этой публикации женщины-режиссеры перечислены в алфавитном порядке, а не по числу снятых кинолент или залуженных регалий.

Более того, надо признать, что в советском кино режиссерами работали гораздо больше женщин, чем уместилось в нашем списке, причем весьма талантливых, заслуженных и уважаемых. Они наверняка появятся на страницах нашего сайта в будущем.

Искра Бабич

Первой в нашем алфавитном списке советских женщин-режиссеров, снявших любимые многими фильмы, стала Искра Леонидовна Бабич (1932 — 2001). В ее послужном списке всего 5 кинолент, поскольку долгие годы она не снимала кино сама, а трудилась заместителем директора картин на «Мосфильме», пишет Kulturologia.Ru.

Самой известной из работ Искры Бабич стал, конечно, фильм «Мужики!..», главную роль в котором исполнил актер Александр Михайлов. История о том, как мужчина усыновил сразу троих детей тронула советского зрителя до глубины души. Кинолента Искры Бабич «Мужики!..» была признана читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1982 года.

Динара Асанова

Динара Кулдашевна Асанова (1942 - 1985) вошла в историю советского кинематографа, как женщина-режиссер, снимавшая фильмы на остросоциальные темы, рассказывающие о проблемах и переживаниях подростков. Часто о тех, что принято называть «трудными». Первый же полнометражный фильм Динары Асановой «Не болит голова у дятла», вышедший на экраны в 1974 году, привлек внимание зрителей. На главные роли в нем были приглашены обычные подростки с непростыми биографиями. И это был главный принцип Асановой – говорить о жизни молодых людей со всей серьезностью и уважением. Пожалуй, наибольший резонанс у зрителя вызвал фильм Динары Асановой «Пацаны» 1983 года. Главную мужскую роль в ней исполнил актер Валерий Приёмыхов. Спустя два года после выхода «Пацанов» Динара Асанова скоропостижно скончалась во время съемок очередного фильма.

Светлана Дружинина

Пожалуй, многие сегодня знают Светлану Дружинину как режиссера фильмов о гардемаринах. Телефильм «Гардемарины, вперед!» стал, возможно, самой яркой работой Светланы Сергеевны. Но не надо забывать, что до того, как увлечься историей о «российских мушкетерах», Светлана Дружинина сняла еще несколько художественных фильмов, которые также любимы зрителями. Речь идет о таких лентах, как «Сватовство гусара» (1979), «Дульсинея Тобосская» (1980) и «Принцесса цирка» (1982).

Надежда Кошеверова

Можно с уверенностью сказать, что на фильмах Надежды Николаевны Кошеверовой (1902 — 1989) выросло несколько поколений советских детей. А все, потому что она снимала волшебные сказки, начиная от легендарной «Золушки» в 1947 году до «Сказки про влюбленного маляра» в 1987-м – фильма, который стал для Надежды Николаевны последним. Впрочем, нельзя пропустить и такие комедии как «Укротительница тигров» (1954), «Шофер поневоле» (1958) и «Осторожно, бабушка!» (1960).

Татьяна Лиознова

Когда мы слышим фамилию Лиознова (1924 — 2011), то, конечно, вспоминаем культовый сериал «Семнадцать мгновений весны» о советском разведчике Штирлице. Даже если бы Татьяна Михайловна не сняла ничего кроме этого фильма, который стал неотъемлемой частью российской культуры, она заняла бы достойное место в истории страны. Но до Штирлица был еще и трогательный фильм «Три тополя на Плющихе» с Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым в главных ролях. А почти через 10 лет после Штрилица - «Карнавал» (1981) Ирина Муравьёва. И «Три тополя» и «Карнавал» снискали любовь зрителя, которая не иссякает до сих пор.

Снимается кино

Тамара Лисициан

Судьба советского режиссера Тамары Николаевны Лисициан (1923 — 2009) сама закручена, как сюжет в кино. Во время Великой Отечественной войны она выпросилась на фронт, была заброшена в тыл противника в составе диверсионной группы, попала в плен. Чудом ей удалось бежать из концлагеря, присоединилась к партизанам. После войны вышла замуж за сына одного из руководителей компартии Италии, жила за границей несколько лет, вернулась в СССР и пошла учиться в театральный. Примечательно, что в кинофильме Тамары Лисициан «Чиполлино» (1973) снялся сам автор сказки Джанни Родари, с которым Тамара Николаевна была знакома еще по жизни в Италии. А в 1977 году вышел еще один фильм Лисициан по сказке Джанни Родари, он назывался «Волшебный голос Джельсомино». Тамара Николаевна сняла также несколько политических остросюжетных детективов.

Татьяна Лукашевич

Свой первый художественный фильм «Преступление Ивана Караваева» причем по собственному сценарию Татьяна Николаевна Лукашевич (1905 — 1972) сняла еще в 1929 году. С 1932 года она работала режиссером на киностудии «Мосфильм». Именно в ее фильме «Подкидыш» 1939 года прозвучала ставшая крылатой в Советском Союзе фраза «Муля, не нервируй меня!». Веселую киноленту о приключениях девочки, улизнувшей из дома и отправившейся гулять по Москве, посмотрела, пожалуй, вся страна. «Подкидыш» Татьяны Лукашевич называют первым советским фильмом для семейного просмотра. По окончании ВОВ Татьяна Николаевна сняла еще несколько хороших художественных фильмов, способствовавших «нравственному воспитанию подрастающего поколения», пишут авторы проекта «Культура.РФ». Но повторить успех «Подкидыша» ей уже, увы, не удалось.

Маргарита Микаэлян

В начале 1970-х в каждый дом СССР, где рос ребенок, вошел проказник Карлсон. Способствовали этому, конечно, мультфильмы режиссёра Бориса Степанцева, но также и телеспектакль о Карлсоне со Спартаком Мишулиным в главной роли. Режиссером его стала Маргарита Микаэлян (1927 — 2004), которая работал в Московском театре сатиры. Юные зрители полюбили телеспектакль, а Маргарите Микаэлян понравилось снимать кино. Маргарита Исааковна экранизировала пьесы А. Н. Островского, став режиссером фильмов «Красавец-мужчина» (1978) и «Вакансия» (1981), а затем вновь обратилась к творчеству Астрид Линдгрен в киноленте «Пеппи Длинный чулок» (1984).

Алла Сурикова

Алла Ильинична – мастер лирической комедии, так любимой советскими зрителями. В этом жанре она конкурирует с Эльдаром Рязановым и Георгием Данелия. Чтобы подтвердить этот тезис достаточно вспомнить только некоторые из ее фильмов. Например, «Суета сует» (1979), «Будьте моим мужем» (1981) или «Ищите женщину» (1982). Кстати, за картину «Суета сует» молодой тогда режиссерАлла Сурикова взялась с подачи Георгия Данелия, ее поддержал и сценарист Эмиль Брагинский, который много работал с Рязановым. Настоящим гимном кино стал фильм «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), яркие роли в котором исполнили многие любимые зрителями актеры советского кинематографа.

Лариса Шепитько

Творческая судьба Ларисы Ефимовны Шепитько (1938 — 1979) оказалась трудна, а жизненный путь закончился трагично. Она погибла в автокатастрофе в возрасте 41 года во время работы над очередным фильмом. Первый же большой фильмы Ларисы Ефимовны «Зной» получил высокую оценку критиков, следующая лента «Крылья» вызвала неоднозначные оценки, а третий «Родина электричества» и вовсе был запрещен по цензурным соображениям. Затем последовала фильмы «Ты и я» (1971) который был отмечен на Венецианском кинофестивале 1972 года, и лента «Восхождение» в жанре экзистенциальной драмы, ставшая призером Берлинском кинофестиваля. К сожалению, этот фильм стал для Ларисы Ефимовны последним.

Последнее изменение Четверг, 09 Октябрь 2025 16:38
Оцените продукт
(9 голосов)

Оставить комментарий

Оставляя комментарий на сайте, вы автоматически соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Подробнее »